Физическая подготовка пилота
\

Физическая подготовка

Для начала приведем несколько цифр. За время гонки:

· пилот переключает передачи более 4 тысяч раз и нажимает тормоз около тысячи раз;

· температура в кабине достигает 70 градусов Цельсия;

· ускорение на торможении доходит до 3,5 g, в поворотах — до 4,5 g, то есть в 3-4 раза больше собственного веса гонщика.

Этот ненормальный режим существования вызывает нарушение кровообращения, отеки ног, кислородное голодание мозга и огромные нагрузки на сердце. По ходу гонки сердце гонщика сокращается с частотой в среднем 160 — 170 ударов в минуту, а при максимальных нагрузках сердечный ритм может доходить до 200 — 220 ударов — что сравнимо с такими видами спорта как бокс, плавание или легкая атлетика

Подготовка современного автогонщика невозможна без специальных физических тренировок, которые как серьезно облегчают пилоту решение гоночных задач, так и позволяют достичь более высоких результатов.

Продолжительную работу в таком режиме может выдержать только подготовленный организм. Гонщик Ф-1 должен обладать недюжинной силой в сочетании с исключительной выносливостью, всю гонку сохранять полную сосредоточенность и мгновенную реакцию, одновременно контролируя состояние машины и поддерживая диалог с боксами. По словам специалистов, такое сочетание качеств не характерно ни для спринтеров, ни для бегунов на длинные дистанции. Чаще медики сравнивают гонщиков с боксерами — тот же микс из силы и выносливости, мгновенной реакции и рациональной оценки ситуации. Процент жира в организме пилота Формулы 1 не должен превышать 10% — отсюда и гармоничное телосложение, и крепкий мышечный рельеф, словом, все то, что можно охарактеризовать двумя словами: «идеальная фигура».

Кроме того, физические тренировки: — повышают уровень безопасности за счет готовности пилота легко переносить перегрузки, связанные как с гоночными инцидентами, так и с пилотированием в режиме гонок\тренировок — помогают избежать ошибок в пилотировании, связанных с усталостью, переутомлением, снижением концентрации внимания.

В наши дни в штате любой команды есть специалисты по физической подготовке, а почти у каждого пилота — собственный тренер. Те занимаются со спортсменами строго индивидуально, разрабатывая для них особые программы подготовки, режимы тренировок и диеты. Поэтому во время тренажерных занятий гонщики работают в первую очередь над повышением выносливости мышц. Тренировка начинается с шеи, потом следуют упражнения для рук.

Сильные и рельефные мышцы живота обеспечивают более сбалансированное распределение нагрузок, вместе с мышцами спины они облегчают работу рук, а также снижают травматическое воздействие на позвоночник от тряски, вызываемой сверхжесткой подвеской гоночной машины. Например, в команде Ferrari одно время использовалась такая методика: плавание с двухкилограммовым грузом, закрепленным на лодыжках. Гонщик должен был десять раз проплыть 25-метровый бассейн, после каждого отрезка дистанции отдыхая ровно столько времени, сколько затратил на заплыв.

Аэробная нагрузка

Помимо упражнений для мышц, гонщикам необходимы усиленные аэробные тренировки. Обычно это плавание, теннис, велосипед, лыжные кроссы и альпинизм.

Так или иначе, Эта часть программы направлена на укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение работы легких и кровообращения, насыщение мышц и мозга кислородом. Аэробные тренировки позволяют снизить количество вдохов в минуту и увеличить объем легких. Благодаря ним у пилотов снижаются частота сокращений сердца и артериальное давление. Через две минуты после окончания 15-километрового велосипедного кросса пульс у хорошо тренированного гонщика не должен превышать 80 — 85 ударов в минуту.

Итак, чтобы выдержать гоночные нагрузки, необходима физическая подготовка, причем по определенной схеме. Мы предлагаем европейские программы подготовки пилотов, которые включают в себя развитие выносливости, реакции, умения принимать сложные решения в стрессовой ситуации, тренировки периферийного зрения, контроль массы, формирование мышечного корсета, улучшение переносимости высоких температур и боковых перегрузок. Тренировки проходят, в том числе, на наших собственных тренажерах BATAK Pro, которые развивают координацию и моторику.